Вы здесь

Информация о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в сфере единства правового пространства, за 2018 год

Информация о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в сфере единства правового пространства, за 11 месяцев 2018 года.

 

1. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Саратовской области

 

За 11 месяцев 2018 года для проведения правовой экспертизы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области

(далее- Управление) поступило 2644 нормативных правовых актов. Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 2541 нормативных правовых актов органов государственной власти, подлежащих включению в федеральный регистр, из них повторных 16. По результатам экспертизы было выявлено 57 нормативных правовых актов (2 постановления Правительства области, 55 ведомственных правовых актов), не соответствующих федеральному законодательству. Коррупциогенные факторы выявлены в 5 нормативных правовых актах

(1 Закон области, 4 ведомственных правовых актов).

Характерными нарушениями федерального законодательства, выявленными при проведении правовой экспертизы за 11 месяцев 2018 года, являются:

1) нарушение законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан (87,7% от общего числа норм, в которых выявлены нарушения федеральному законодательству).

Положения Административных регламентов, регламентирующих порядок индивидуального информирования по почте (по электронной почте) содержали альтернативность в выборе способа направления документов и материалов, а также ответа на обращение.

Также Административные регламенты в разделе «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также их должностных лиц, государственных служащих, работников» содержали неполный перечень случаев, в которых заявитель может обратиться с жалобой.

2) нарушение законодательства в сфере государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (3,5% от общего числа норм, в которых выявлены нарушения федеральному законодательству).

Постановление противоречит федеральному законодательству в части занижения значений нормативов объема медицинской помощи в территориальной программе в сравнении с аналогичными значениями Федеральной программы. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3) нарушение норм Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (3,5% от общего числа норм, в которых выявлены нарушения федеральному законодательству).

В Административных регламентах исполнения государственных функций перечень оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок был сужен по сравнению с аналогичным перечнем на уровне федерального законодательства.

4) нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (3,5%от общего числа норм, в которых выявлены нарушения федеральному законодательству).

Утвержденные Административным регламентом нормы требуют от заявителей государственной услуги в качестве обязательных документов предоставление договоров неустановленной градостроительным законодательством формы.

5) нарушение норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (1,8% от общего числа норм, в которых выявлены нарушения федеральному законодательству).

Так включение в Регламент работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории положений, закрепляющих порядок прохождения аттестации на получение квалификационной категории отличный от Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, не входит в полномочия органа, издавшего исследуемый нормативный правовой акт.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах, в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству допускаются типичные нарушения федерального законодательства. Это связано с изменением федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и т.д.

Также были выявлены следующие коррупциогенные факторы:

- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) (2 коррупциогенных фактора, что составляет 33,4 % от общего количества выявленных коррупциогенных факторов);

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (1 коррупциогенный фактор, что составляет 16,6% от общего количества выявленных коррупциогенных факторов);

- отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (1 коррупциогенный фактор, что составляет 16,6% от общего количества выявленных коррупциогенных факторов);

- нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (2 коррупциогенных фактора, что составляет 33,4% от общего количества выявленных коррупциогенных факторов).

В настоящее время по результатам рассмотрения экспертных заключений Управления:

- 47 нормативных правовых актов приведены в соответствие с федеральным законодательством;

- из 3 нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы.

Количественное наполнение базы данных «Федеральный регистр» нормативными правовыми актами Саратовской области составляет 24826 актов, из них действующих – 19246:

- Законов области – 2710;

- постановлений Губернатора области – 1837;

- постановлений Правительства области – 6290;

- ведомственных нормативных правовых актов - 8194.

 

2. Независимая антикоррупционная экспертиза

 нормативных правовых актов

 

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (подпункты 9.1, 9.2 пункта 7), осуществление полномочий по аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также по ведению государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - независимые эксперты) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации возложено на Минюст России.

По состоянию на 1 декабря 2018 года в государственном реестре независимых экспертов, размещенном на официальном сайте Минюста России, содержится информация о 22 действующих независимых экспертах (21 физическое лицо и 1 юридическое лицо).

Согласно информации, поступившей от независимых экспертов, в текущем периоде 2018 года ими было проведено 10 антикоррупционных экспертиз.

Так, в 2018 году согласно представленной независимыми экспертами информации:

а) в федеральный орган исполнительной власти направлено 1 заключение по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, в результате которой были выявлены следующие коррупциогенные факторы:

выборочное изменение объема прав – 1 коррупционный фактор;

нормативная коллизия – 1 коррупционный фактор.

б) в органы исполнительной власти Саратовской области ими направлено

4 заключения по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, коррупциогенные факторы не выявлены.

в) в Саратовскую областную Думу направлено 1 заключение по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, коррупциогенные факторы не выявлены.

г) в органы местного самоуправления направлено 4 заключения по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, в результате которых были выявлены следующие коррупциогенные факторы:

широта дискреционных полномочий – 5 коррупциогенных факторов;

отсутствие или неполнота административных процедур – 4 коррупциогенных фактора;

наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 2 коррупциогенных фактора;

юридико-лингвистическая неопределенность – 1 коррупциогенный фактор;

нормативные коллизии – 1 коррупциогенный фактор;

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Представляется, что низкая активность независимых экспертов обусловлена следующими причинами: отсутствие у независимых экспертов необходимых знаний и навыков по проведению антикоррупционной экспертизы; недостаточная мотивированность экспертов к работе; сложности с поиском проектов нормативных актов для проведения экспертизы; рекомендательный характер заключения эксперта и зачастую отсутствие обратной связи от разработчика нормативного акта.

В целях оказания консультативной и методической помощи независимым экспертам при Управлении был создан Экспертный совет по координации деятельности в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на территории Саратовской области, в состав которого вошли руководитель и сотрудники Управления, независимые эксперты.

В текущем периоде 2018 года состоялось 1 заседание Экспертного совета:

1)         17 мая 2018 года состоялось заседание Экспертного совета с участием председателя совета М.А. Колесникова, представителями Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области», членами совета и независимыми экспертами.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

- Обсуждение результатов работы Управления по активизации деятельности в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на территории Саратовской области.

- Обмен опытом проведения антикоррупционной экспертизы между независимыми экспертами, утверждение плана мероприятий на 2 полугодие

2018 года.

Особое внимание на заседании было уделено вопросам направления экспертных заключений в органы государственной власти

По итогам заседания было решено рекомендовать:

Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области:

- Повторно направить в адрес Губернатора Саратовской области предложения по активизации деятельности независимых экспертов.

- Направить в адрес независимых экспертов с истекшим сроком действия свидетельства об аккредитации предложения по повторной аккредитации в качестве независимого эксперта.

- Опубликовать в средствах массовой информации материалы, посвященные проведению независимых антикоррупционных экспертиз.

- Подготовить и опубликовать методические рекомендации по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также проектов нормативных правовых актов.

- Утвердить план работы совета по координации деятельности в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на территории Саратовской области

на 2-е полугодие 2018 года.

- Провести с прокуратурой Саратовской области совместный семинар по проведению антикоррупционной экспертизы с независимыми экспертами.

Независимым экспертам:

- Проводить антикоррупционные экспертизы и направлять экспертные заключения в уполномоченные органы.

- Принять участие в конкурсе работ по антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов «Приведи закон в порядок».

2) Координация работы независимых экспертов в Саратовской области также осуществляется в рамках работы Экспертного совета при Союзе «Торгово-промышленная палата Саратовской области», в состав которого входят представители Управления, Прокуратуры Саратовской области, Правительства Саратовской области, аккредитованные эксперты и ученые (Союз «Торгово-промышленная палата Саратовской области» является на территории Саратовской области единственным юридическим лицом, аккредитованным в качестве независимого эксперта).

3) В целях совершенствования организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности, повышения правовой культуры, сбора практического материала для научной работы, разработки предложений по совершенствованию правотворческой деятельности, в высшие учебные заведения Саратовской области юридического профиля, либо имеющие в своей структуре юридические факультеты, были направлены предложения рассмотреть возможность аккредитации преподавателей в качестве независимых экспертов.

4) На плановой основе ведется деятельность по освещению в СМИ деятельности Управления. Так, например, 29 марта 2018 года в номере 15(2) газеты «Антикор» была опубликована статья «Независимая антикоррупционноя экспертиза как мера противодействию коррупции».

Кроме того, Управлением налажена деятельность по распространению просветительских материалов. Были подготовлены и на постоянной основе распространяются памятки на тему «Участие граждан в борьбе с коррупцией с помощью независимой антикоррупционной экспертизы».

5) Управлением Минюста России по Саратовской области с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы

29 июня 2018 года была проведена прямая телефонная линия на тему «Проведение антикоррупционной экспертизы проектов НПА».

В проведении «Прямой телефонной линии» принял участие заместитель начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований А.С. Талалайко. По результатам проведения обратилось 2 независимых эксперта.

Задаваемые вопросы касались порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и направления экспертных заключений в органы власти.

Позвонившим были даны квалифицированные консультации и подробные разъяснения по обозначенным вопросам.

6) 10 июля 2018 года начальник Управления принял участие в заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области. По инициативе Управления в список рассматриваемых в рамках заседания вопросов включен вопрос «Об актуальных вопросах проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области, проектов нормативных правовых актов области».

Управлением подготовлено предложение для решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области по учреждению регионального конкурса по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов «Лучший эксперт года».

Кроме того, Управлением предложено комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области обратиться к ректорам высших учебных заведений с предложением организовать работу по аккредитации преподавателей в качестве независимых экспертов и проведением в дальнейшем независимой антикоррупционной экспертизы.

Комиссией данные предложения были рассмотрены в полном объеме. Членам комиссии рекомендовано принять информацию к сведению, а также проработать вопрос о проведении конкурса «Лучший эксперт года».

Также, в период сентябрь-декабрь 2018 года Союзом «Торгово-промышленная палата Саратовской области» совместно с Управлением проводился конкурс работ по антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов «Приведи закон в порядок».

Кроме того, Управлением были разработаны «Практические рекомендации по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения», которые были одобрены Прокуратурой Саратовской области.

Вместе с тем, в настоящее время в Управление не поступали проекты нормативных правовых актов, регламентирующих проведение конкурса среди независимых экспертов.

 

3. Участие в нормотворчестве Саратовской области

 

Региональным законодательством предусматривается участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области

(далее – Управление) в нормотворчестве Саратовской области. Налажено необходимое взаимодействие с законодательным органом государственной власти - Саратовской областной Думой.

Так статьей 27 Регламента Саратовской областной Думы, утвержденного постановлением Саратовской областной Думы от 17 сентября 2008 года № 12-478 (далее – Регламент) предусмотрено, что комитеты могут создавать рабочие группы из числа депутатов, представителей Правительства области, иных государственных органов.

Согласно статье 35 Регламента на заседания областной Думы могут быть приглашены представители, в том числе государственных органов для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областной Думой законопроектам и иным вопросам. Круг лиц, приглашаемых на очередное заседание областной Думы, определяется комитетами областной Думы.

За 11 месяцев 2018 года специалистами Управления принято участие в заседаниях рабочих групп Саратовской областной Думы по разработке 285 проектов нормативных правовых актов.

Всего поступило для рассмотрения 148 проектов нормативных правовых актов, из которых по 142 проектам были подготовлены заключения (36 содержали замечания и предложения):

Так, от Саратовской областной Думы поступили 122 проекта законов области (из них 32 заключения на проекты были подготовлены с замечаниями и предложениями, 22 из которых в настоящее время учтены законодательным органом государственной власти при принятии акта).

Кроме того, Управлением в целях активизации вопросов, связанных с участием в нормотворческой деятельности нормотворческой деятельности Саратовской областной Думы, Губернатора Саратовской области, Правительства и иных органов исполнительной власти Саратовской области были подписаны Соглашения о взаимодействии с Правительством Саратовской области от 8 августа 2018 года и с Саратовской областной Думой от 26 июля 2018 года.

 

4. Проведение мониторингов и обзоров законодательства Саратовской области

 

За 11 месяцев 2018 года были подготовлены следующие аналитические материалы:

- анализа практики рассмотрения судами дел по вопросам признания несоответствующими федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации и недействующими уставов муниципальных образований (отдельных положений уставов), а также заявлений об оспаривании решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований;

- мониторинг законодательства Саратовской области в сфере защиты

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связанной с принятием нормативных правовых актов в данной сфере, в том числе во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

-анализ нормативных правовых актов Саратовской области в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектами Российской Федерации с иностранными партнерами в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества»;

- анализ состояния законодательства в области противодействия преступлениям экономической направленности на уровне субъекта, проблем правового и организационного характера, возникающих при реализации указанного законодательства, а также предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в установленной сфере общественных отношений;

- обзор нормативных правовых актов Саратовской области в сфере профилактики распространения деструктивных взглядов и течений среди учащейся молодежи;

- обзор нормативных правовых актов Саратовской области в сфере развития зернового комплекса и хлебопекарной промышленности и их соответствии федеральному законодательству;

- обзор нормотворчества в сфере профилактики экстремизма;

- обзор нормативных правовых актов Саратовской области в сфере государственной молодежной политики, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- анализ нормативных правовых актов Саратовской области, регламентирующих разрешительные режимы;

- анализ практики рассмотрения судами дел о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не соответствующими федеральному;

- мониторинг законодательства Саратовской области в сфере местного самоуправления;

- обзор нормотворчества в сфере государственной гражданской службы Саратовской области (проводится на постоянной основе каждое полугодие);

- мониторинг законодательства Саратовской области в сфере реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

- аналитическая информация в сфере развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

- аналитическая информация о нормативных правовых актах Саратовской области в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- мониторинг законодательства Саратовской области в сфере муниципальной службы;

- информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Саратовской области;

- аналитическая информация о состоянии правового регулирования вопросов продажи (приватизации) государственного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

- аналитическая информация о состоянии правового регулирования в сфере водоснабжения и повышения качества питьевой воды;

- аналитическая информация о состоянии правового регулирования вопросов продажи (приватизации) государственного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

- аналитическая информация о нормативном правовом регулировании концепции построения и развития аппаратно программного комплекса «Безопасный город»;

- обзор нормативных правовых актов в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях надлежащего использования средств федерального бюджета, доведенных до региона в виде субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации;

- информация по вопросу полноты и достаточности принятых в регионе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в целях формирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – МКД), их соответствие федеральному законодательству.

 

 

5. Регистрация уставов и муниципальных правовых актов

Саратовской области

 

В составе Саратовской области находятся 339 муниципальных образований, из них: 4 городских округа, 38 муниципальных районов, 36 городских поселений,

261 сельских поселений.

За 11 месяцев 2018 года на государственную регистрацию поступило

567 муниципальных правовых актов, 40 уставов муниципальных образований.

В указанный период 2018 года специалистами Управления зарегистрировано: 6 уставов муниципальных образований; 454 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, 4 пакетов документов возвращено, в связи с представлением не полного перечня документов, указанных в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ

«О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

За период 11 месяцев 2018 года рассмотрено 67 проекта муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований,

7 проекта уставов муниципальных образований, на которые подготовлены заключения с замечаниями и предложениями, которые были учтены. Также Управлением самостоятельно разработано 14 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые были приняты представительными органами муниципальных образований.

За период 11 месяцев 2018 года отказано в государственной регистрации

11 уставам муниципальных образований, 72 муниципальным правовым актам о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований,

4 пакетов документов возращены с государственной регистрации.

Основанием отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) в отчетном периоде 2018 года является, в том числе нарушение процедуры принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, наличие в уставах муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) положений противоречащих федеральному законодательству, касающиеся, в том числе установления гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в нарушении требований части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Отказы в государственной регистрации были направлены в органы принявшие данные муниципальные правовые акты, а также в Прокуратуру Саратовской области.

В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления и снижения случаев отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) Управлением в 2018 году подготовлен анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований). Данный анализ отказов размещен на сайте Управления и направлен в адрес органов местного самоуправления.

Также для снижения отказов в государственной регистрации Управлением в первом полугодии 2018 года в информационном Вестнике Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» (выпуск 1-2 (24-25) 2018 год) размещена статья «Новеллы в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и в сфере местного самоуправления». Данная статья размещена также на сайте Управления в разделе Новостной информации.

Следует отметить, что в 2018 году увеличилось количество проектов уставов муниципальных образований, (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) направленных в адрес Управления (7 проектов уставов муниципальных образований, 67 проектов муниципальных правовых актов) для проведения их правовой и антикоррупционной экспертизы. Необходимо отметить, что рассмотрение Управлением проектов уставов муниципальных образований, (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) позволяет снизить количественные показатели отказов в государственной регистрации и возврат документов с государственной регистрации.

По состоянию на 30.11.2018 база данных ИС РУМО содержит:

569 - уставов муниципальных образований Саратовской области, из них действующих- 369;

5337 - муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований Саратовской области, из них действующих- 4125.

За отчетный период 2018 года Управление не привлекалось к участию в судебных разбирательствах по вопросам обжалования действий Управления по государственной регистрации уставов муниципальных образований или отказов в государственной регистрации.

 

6. Проведенная работа по приведению уставов муниципальных образований в соответствие федеральному и региональному законодательству

 

В отчетный период 2018 года Управлением проводилась следующая работа по приведению уставов муниципальных образований в соответствие федеральному и региональному законодательству:

 

Оказание методической помощи органам местного самоуправления.

- подготовлен анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований). Данный анализ отказов размещен на сайте Управления и направлен в адрес органов местного самоуправления;

- Управлением в первом полугодии 2018 года в информационном Вестнике Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»

(выпуск 1-2 (24-25) 2018 год) размещена статья «Новеллы в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и в сфере местного самоуправления». Данная статья размещена также на сайте Управления в разделе Новостной информации;

- в 2018 году органам местного самоуправления направились информационные письма и методические рекомендации;

-разработаны проекты МПА о внесении изменений в уставы муниципальных образований как самостоятельно (в отчетном периоде- 4 проекта), так и совместно с органами прокуратуры Саратовской области, Правительством Саратовской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области»

(в отчетном периоде 2 проекта);

-в Управлении ежедневно ведется прием глав и представителей муниципальных образований, проводиться консультирование в режиме телефонных переговоров (в отчетном периоде дано более 3000 устных консультаций);

- специалисты Управления дают разъяснения по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований и применения федерального и регионального законодательства на поступающие письменные обращения глав муниципальных образований;

- методический материал, статьи, новости, касающиеся вопросов регистрации уставов муниципальных образований, анализ отказов в государственной регистрации и информация о проводимых мероприятиях, информация об участии в мероприятиях размещаются на сайте Управления;

- сотрудники Управления принимают участие в круглых столах, совещаниях, видеоконференциях организуемые для глав муниципальных образований Министерством по делам территорий Саратовской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области».

Так представители Управления в 2018 года приняли участие:

- в Совете представительных органов муниципальных образований Саратовской области, на котором выступил с докладом «О проделанной работе Управления в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2017 № 463-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

- в 3 видеоконференциях с главами муниципальных образований, организованных Правительством Саратовской области, на которых были рассмотрены, в том числе вопросы приведения в соответствие уставов муниципальных образований с действующим законодательством.

- Управлением был направлен запрос в Минюст России по правоприменению норм Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления», в части определения порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

 

Взаимодействие с Прокуратурой Саратовской области, Правительством Саратовской области, органами государственной власти по приведению уставов муниципальных образований в соответствие действующему законодательству.

- в мае 2018 представители Управления приняли участие в семинаре-совещании с оперативными сотрудниками городских и районных прокуратур Саратовской области по вопросам надзора за законностью нормативных правовых актов и участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

На семинаре-совещании представитель Управления выступил с докладом на тему: «Об актуальных вопросах государственной регистрации уставов муниципальных образований с обзором типичных нарушений законности, допускаемых органами местного самоуправления при принятии и внесении изменений в уставы, исполнении Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ»;

- в 2018 году направлялись отказы в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов;

- представитель Управления участвовал в совещании по обсуждению

2 модельных изменений в уставы МО, разработанных Прокуратурой Саратовской области совместно с Управлением, Правительством Саратовской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области»;

- участие представителя Управления совместно с представителями Прокуратуры Саратовской области в видеоконференции, организованной Министерством по делам территориальных образований Саратовской области для органов местного самоуправления.

На данной видеоконференции представителем Управления была озвучена информация о муниципальных образованиях, которыми не были приведены уставы муниципальных образований в соответствие с Законами Саратовской области, а также новеллы законодательства в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и в сфере местного самоуправления;

- в прокуратуру Саратовской области ежеквартально направлялась информация о муниципальных образованиях, длительное время не приводящих уставы в соответствие с действующим законодательством (более 6 месяцев и года) для сведения и принятия мер прокурорского реагирования;

- в отчетном периоде 2018 года в Прокуратуру Саратовской области и Министерство по делам территориальных образований Саратовской области направлялась информация о непредставлении органами местного самоуправления сведений об официальном опубликовании муниципальных актов (устава МО, МПА) после их государственной регистрации для сведения и принятия мер прокурорского реагирования;

 

Проведение экспертизы нормативных правовых актов Саратовской области в сфере местного самоуправления.

- в сентябре 2018 года Управлением проведена повторная правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Саратовской области 02.08.2007 № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области»

(в редакции от 09.11.2007 № 256-ЗСО, от 28.05.2008 № 126-ЗСО, от 25.09.2008 № 233-ЗСО, от 29.07.2009 № 101-ЗСО, от 03.08.2011 № 94-ЗСО, от 27.09.2011 № 109-ЗСО, от 28.03.2012 № 54-ЗСО, от 31.05.2012 № 75-ЗСО, от 02.08.2012 № 135-ЗСО, от 20.03.2013 № 22-ЗСО, от 24.09.2013 № 174-ЗСО, от 04.03.2015 № 20-ЗСО, от 05.08.2015 № 96-ЗСО, от 30.09.2015 № 126-ЗСО, от 27.04.2016 № 52-ЗСО, от 03.10.2016 № 114-ЗСО, от 28.11.2016 № 155-ЗСО, от 02.08.2017 № 56-ЗСО, от 02.08.2017 № 58-ЗСО, от 28.11.2017 № 99-ЗСО) (далее - Закон области).

В тексте Закона области был выявлен коррупциогенный фактор: широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), относится к коррупциогенным факторам.

11 октября 2018 года в адрес Управления поступил ответ Саратовской областной Думы от 04.10.2018 № 13-438 о согласии с выводами экспертного заключения Управления.

В целях устранения коррупциогенного фактора Саратовской областной Думой был разработан проект закон Саратовской области № 6-12212 «О внесении изменений в приложение 6 к Закону Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».

 

Взаимодействие с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области» по приведению уставов муниципальных образований Саратовской области в соответствие действующему законодательству.

- начальник Управления принял участие в Совете представительных органов муниципальных образований Саратовской области, на котором выступил с докладом «О проделанной работе Управления в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- в информационном Вестнике Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» (выпуск 1-2 (24-25) 2018 год) размещена статья «Новеллы в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и в сфере местного самоуправления». Данная статья размещена также на сайте Управления в разделе Новостной информации;

- представитель Управления принял участие в совместном совещании Совета муниципальных юристов и межмуниципальной комиссии по земельным и имущественным вопросам Ассоциации.

14 февраля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).